Журнал "Итоги"
Без вирусов
Диляра Тасбулатова
Казалось бы, нет ничего более несовместимого, чем джинн по имени Хоттабыч из стародавней советской сказки и суперсовременное средство связи под названием Интернет. Выяснилось, однако, что между ними есть кое-что общее: Интернет, как и Хоттабыч, хранит свои тайны втуне, один - в ящике-компьютере, другой - в медном кувшине трехтысячелетней давности. На основе этой общности, с виду мнимой, режиссер Петр Точилин сделал прелестную комедию: остроумную, виртуозную, отточенную. То есть - прикольную, как выражаются тинейджеры: а в их устах это, сами понимаете, означает высшую степень одобрения. Впрочем, "Хоттабыч" вполне может заинтересовать не только продвинутую молодежь, для кого компьютер - что правая рука, но и зрителей постарше (хотя бы в качестве учебного пособия, знакомящего новичков с фантастическими возможностями высоких технологий).
В общем, умница Точилин влил, как говаривали раньше, молодое вино в старые мехи, поместив Хоттабыча в современную Москву и познакомив с неким хакером по имени Гена (Мариус Ямпольских). Этот самый Гена, одинокий по сути человек, все время пялящийся в монитор, как-то раз выписал по Интернету старый кувшин: вот в нем-то и сидел наш Хоттабыч (Владимир Толоконников), мигом материализовавшийся и пообещавший Гене выполнить три его заветных желания. Тут-то и начинается фантасмагория: Хоттабыча не только "прикинут" в бутике (красные штаны, молодежная фуфайка), но и обучат чатиться, прикалываться, писать "аськи", дуть пивко и знакомиться с "девами", как выражается старомодный джинн. Тем временем за его подопечным Геной будут охотиться все кому не лень - бандиты, спецслужбы и заодно некий Шайтаныч, которому для власти над всем миром позарез нужен последний в его коллекции кувшин с Хоттабычем внутри. Битва джинна и его врага Шайтаныча, сделанная на манер компьютерной игры, произойдет в виртуальном пространстве, куда Гена благодаря своему недюжинному компьютерному интеллекту сможет поместить Хоттабыча. Сценарий этой закрученной, изощренной истории написан по роману "Медный кувшин старика Хоттабыча" Сергея Обломова, культового автора современной молодежи. В свою очередь, книга стала ремейком старой советской сказки "Старик Хоттабыч" Лагина. Но, как признается Точилин, в процессе переписывания и доделок ему пришлось отойти не только от лагинской сказки, но и от интерпретации Обломова. Новый "Хоттабыч", точилинский, менялся и усовершенствовался, обрастая разными забавными фенечками, сленгом и новыми персонажами. Самый главный из них, разумеется, компьютер: на экране то и дело появляется изображение монитора, на котором светятся различного рода сообщения вроде: "Хотите отлить? Да. Нет". Или: "Программа "половые отношения" прервана". И так далее, и тому подобное. Но самым остроумным компьютерным эпизодом стала битва Шайтаныча и Хоттабыча, где Шайтаныч стилизован под устрашающего робота из знаменитого "Робокопа" Пауля Верхувена.
И вот еще что. Обычно фильмы, повествующие о взаимоотношениях человека и компьютера, полны эсхатологических, мрачных предчувствий. Комедия же Точилина, наоборот, вселяет веру в могущество новых технологий, причем делает это блестяще и иронично.