Информационный киноресурс КИНОTIME
Хоттабыч
Миша Шиянов

Молодежная экранизация старинной истории про забавного старичка-джинна, оказавшегося в нашем суматошном городе. Хакер Гена ( Мариус Ямпольскис), для которого взломать сайт Майкрософт`а - дело личной доблести, за своими цифровыми забавами, похоже, совсем выпал из реальности, которой предпочел Всемирную сеть. Тем не менее, внешний мир настойчиво ломится в его захламленную «берлогу» - в лице отставших от современности лет на пятнадцать бандитов, сотрудников спецслужб и даже существа, происхождение которого корнями уходит куда-то в сказки «Тысячи и одной ночи».

Помочь парню в сложной ситуации может только джинн Хоттабыч (Владимир Толоконников), волшебник со стажем в несколько тысяч лет и явно предпочитающий стиль средневековой Аравии. Однако, как выясняется, старик сам не в состоянии обойтись без добрых друзей и плодов технического прогресса. Совместными усилиями хакер и Хоттабыч побеждают всех негодяев и обеспечивают к концу ленты всеобщее исполнение желаний.

Хоттабыч – экранизация не полной светлого пионерского оптимизма повести Л. Лагина, а произведения нашего современника Сергея Обломова «Медный кувшин старика Хоттабыча», которое его издатель охарактеризовал, как «новый культурный пласт, умело замаскированный под авантюрный роман». Фильм – тоже своего рода «культурный пласт», персонажи которого – симпатичные ребята, хакеры и геймеры, комичный и немного печальный пожилой джинн, рэкетиры – лишь часть общей картины, в которой действуют и моль, и дворняжка, и алкоголики, промышляющие сбором цветных металлов. 
Внимание зрителя концентрируется на простых и привычных вещах, которые его окружают вне стен кинотеатра и которые он уже отвык замечать: холодильник, автосигнализация, фотоаппарат. Точно также, как и в старом фильме Т. Казанского несколько анахроничный, но весьма обаятельный джинн в первую очередь сталкивается с теми предметами и речевыми оборотами, которые для него в новинку. И, не всегда понимая назначение тех и других, становится виновником курьезных ситуаций, которые и составляют основу картины. Шутки получились забавные, вполне современные и легко запоминающиеся.

Отдельно хочется поблагодарить создателя образа Тени, принадлежащей главному отрицательному персонажу Шайтанычу (Марк Гейхман), которая наделена не только самостоятельным мышлением и своеобразным чувством юмора, но и нешуточным драматическим талантом. В соответствии с атмосферой всеобщего праздника, знаменующего торжество добра, в финальной части творческие претензии Тени тоже реализуются.

«Хоттабыч», безусловно, комедия и едва ли претендует на фестивальные призы. Фильм испытал сильное влияние не только «Хакеров» (где Анджелина Джоли со стрижкой под мальчика на спор при помощи своего лэптопа делает невозможные вещи), но, пожалуй, и отечественного «Даже не думай». Однако, зрители, не чуждые серьезного кинематографа, смогут по достоинству оценить участие в ленте Владимира Толоконникова, навсегда вошедшего в сонм небожителей, исполнив роль Шарикова в «Собачьем Сердце» Владимира Бортко.

Его джинн немного грубоват, чрезвычайно мил, крайне любвеобилен и слегка меланхоличен. Другими словами, именно его стараниями картина не распадается на калейдоскоп забавностей, а несет в целом светлую и добрую мысль до самого финала. Как она звучит? Так же как и в ленте 1956 года: Хоттабыч – не только могучий волшебник и эксцентричный чудак. Он – джинн, способный и готовый любить этих не похожих на него, странных и часто недалеких – нас, людей. А люди, глядя на него, может быть, тоже научатся исполнять желания друг друга. Хотя бы изредка.

Оригинал >>