Православно-политический сайт Правая.Ru
Хоттабыч 2: Перезагрузка
Кирилл Домославлев
Действие римэйка «Хоттабыча» не просто перенесено в бушующую современность, но и обильно сдобрено специфическими реалиями Всемирной Сети. Кинокритики уже нарекли режиссера Петра Точилина первооткрывателем жанра «интернет-комедии».
Молодой режиссёр Пётр Точилин во что бы то ни стало хотел пригласить на главную роль в фильме «Хоттабыч» великого Петра Мамонова. Логика создателя фильма предельно ясна: кто ещё мог точно и достоверно передать характер и альтруизм таинственного восточного волшебника, некогда вписавшегося непостижиимым образом в интерьер цветущей Москвы 60-х.
Но загвоздка в том, что действие нынешнего «Хоттабыча» не просто перенесено в бушующую современность, но и обильно сдобрено специфическими реалиями Всемирной Сети. Недаром кинокритики дружно нарекли Точилина первооткрывателем жанра «интернет-комедии». Консервативный же Мамонов оказался не в восторге от режиссёрского акцента на кибер-пространстве. В итоге роль магического старика сыграл исполнитель незабываемого Шарикова в «Собачьем Сердце» Владимир Толоконников.
Пётр Мамонов переживал зря. Посредством интернет-реалий в комедии утверждается мысль, что Россия по-прежнему может и должна быть «впереди планеты всей». Хакер Гена взламывает сайт компании «Майкрософт». Спецслужбы объявляют на него охоту – и тут ему в защитники является Старик Хоттабыч, который в самый ответственный момент и укрывает подающего надежды компьютерщика от преследователей. Вместо того, чтобы арестовать Гену, спецслужбы поют ему победную песнь: «Славься, Геннадий Витальевич, Билла Гейтса пятой попирающий».
Явный антиамериканский настрой режиссёра ощутим и в других эпизодах. Пытаясь представить внешность виртуальной подружки героя, его друзья предполагают: «Может быть, она американка. Может, быть она жирная… Ну, если американка, то уж непременно жирная». В другом эпизоде, выслушав просьбу Гены размножить стодолларовую банкноту, Хоттабыч, придирчиво осмотрев купюру, изрекает: «Что-то уж больно картинка некрасивая».
Напротив, Москва предстаёт в фильме только в возвышенном контексте. И это притом, что на экране, главным образом мелькают самые невзрачные закоулки и интернет-кафе средней руки. Ради того, чтобы остаться в Москве Хоттабыч жертвует своей магической природой и превращается в обычного человека.
Кстати, нового Хоттабыча с исламом ассоциировать проблематично: в фильме особо подчёркнуто, что джин безвылазно просидел в бутылке три тысячи лет. А вот деятельность резонёра Хоттабыча по имени Шайтаныч навевает уже самые недвусмысленные ассоциации.
Фильм перенасыщен типично интернетовской спецификой, которая проникает и в видимый мир. Например, перед арестом героя на его экране возникает системное сообщение: «Переместить файл «Гена» в папку «Владимирский Централ». Сетевая лексика попадает даже в религиозные сферы. Ночью Гену преследует кошмар, в котором Глас с Небес грозно укоряет парня: «Ты зачем взломал Сервер Господень?!». Вероятно, кому-то такое обращение с сакральными понятиями покажется слишком вольным, но не стоит забывать, что для многих тинэйджеров подобная подача — чуть ли не единственный способ получить наглядное представление о том, что такое Кара Божия и в каких случаях она может последовать.
Пётр Точилин сторонится духа глобализма, нередко превращающему многие современные фильмы в один бесконечный рекламный ролик. Чтобы в фильме не было вездесущих пивных спонсоров, специально для съёмок был придуман не существующий в реальности брэнд «Хоттабыч». Подобным образом Точилин обошёлся и с другими товарами народного потребления, засвеченными в фильме. Режиссёр безвозмездно показал на экране то, что ему действительно близко. И в этом тоже чувствуется проявление типично русской натуры, чуждой беспардонному капиталистическому рвачеству.