"Новая газета"
Хоттабыч вернулся…И теперь он "Хотт@бь)ч"
Екатерина Васенина
В широкий прокат вышла интернет-комедия 22-летнего режиссера Петра Точилина «Хотт@бь)ч». Выход фильма сопровождает масштабная, но необычная рекламная кампания. Главное поле битвы за кошельки зрителей — не телевидение, а интернет, icq, портал mail.ru и сайт www.hottabych.net (уже посетили 180 тысяч человек). Рейтинговая мулька www.hottabych.net — конкурс приколов «Фотожаба», где предложено с юмором поиздеваться над креативом к фильму, как это уже сделал писатель Сергей Кладо (псевдоним Сергей Обломов) в «Медном кувшине старика Хоттабыча» по отношению к книге Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». Слово «Хоттабыч» не зарегистрировано Лагиным и его наследниками как интеллектуальная собственность, и поэтому им могут пользоваться и компания СТВ, продюсировавшая фильм по книге Кладо-Обломова, и сеть магазинов «Старик Хоттабыч» (логично, что компания, владеющая этими магазинами, называется «Волька»).
Сценарий писал режиссер, до съемок фильма несколько лет проторчавший в интернете и сдизайнивший немало сайтов. Похоже, именно ему фильм обязан хорошими шутками про ламеров из Microsoft и ОМОН, поющих хором «Славься, Геннадий Витальевич, Билл Гейтса пятой попирающий». Геннадий Витальевич — это хакер Гена (литовский актер Мариус Ямпольскис), Волька-2006, купивший через интернет-аукцион прикольный чайник, оказавшийся древним кувшином с джинном внутри. Против пионера Вольки Костылькова из фильма Геннадия Казанского 1957 года Гена, продукт вольного интернет-пространства, глядится персонажем более чистым, честным и неприспособленным к офф-лайн жизни: не врет маме, Хоттабычу и учителям, как бесперечь врал Волька на голубом глазу под честное пионерское, к тому же имеет право только на три желания. Загадывает «хрен-знает-сколько-лион» долларов (самый лучший папирус, операционистка в обменнике через час в коме), шикарный прием девушки своей мечты (латышка Лива Круминя) на Красной площади и бутылку пива напоследок (фирменное пиво «Хоттабыч»).
Прием осовременивания сюжета сегодня применяют все кому не лень, но Точилин, потративший на фильм несколько лет, все сделал на «пять». Подобрал незамыленные лица, сложившиеся в ансамбль, вплел убедительную любовную линию, отдал должное традиционному алкогольному юмору и на сто процентов оправдал приставку «интернет»-комедия. Росший вместе с интернетом, Точилин романтизировал сеть как первую любовь — у него получилось идеальное пространство свободы и безграничных возможностей, каковым у Лагина — Казанского была советская оптимистическая действительность. Компьютерная анимация занимает половину фильма и рвется занять еще больше — в сюжет то и дело вторгается окно Windows («Соединение с объектом «Лена» будет прервано через 17 секунд» — «да», «нет») и влетает компьютерная моль-шпионка, мечтающая о норковой шубе.
Главная приманка картины — Владимир Толоконников, сыгравший когда-то Шарикова в «Собачьем сердце» Владимира Бортко, в роли джинна. Во многом благодаря ему фильм сложился и по праву может считаться крупной удачей российского кино в поле комедии. Его Хоттабыч — добряк и хитрован, любитель пива и знакомств в Сети, очаровывающий Соломоновой «Песнью песней» проходящих по улице женщин. Очень скоро Толоконников и актер Театра Станиславского Марк Гейхман в роли охотящегося за джинном Шайтаныча вливаются в интернет-реальность как родные. Компьютерная битва-бродилка с их анимированными героями — просто фильм в фильме.
О том, как Толоконников играл недочеловека Шарикова и сверхчеловека Хоттабыча, читайте в интервью Владимира Толоконникова в ближайших номерах «Новой».