Интернет-журнал КиноКадр
Старичог Ходтабчег
Роман Корнеев
Нет, всё-таки, когда я где-то читаю или слышу про что-то с приставкой «интернет» или «кибер» — там статью про интернет-зависимость или киберпреступность, а то и телевизионную передачу про всё то же, то каждый раз поражаюсь степени профанации и бредовости происходящего. Казалось бы, ну что тут сложного — более-менее сносные эксперты по тематике валяются кругом сотнями и тысячами, а поди ж ты, снова-здорово перед лицом ничтоже сумняшейся публики проносится горячий паровоз откровенного гона про «компьютерных вирусов, поражающих через электричество». Хорошо если не сразу, как говорится, моцк. Потому выработано давно в понимающем народе стойкое отвращение к слову «интернет» в любом контексте вне, собственно, оной глобальной паутины. И тут нате — се грядёт «интернет-комедия», вроде как молодёжно-прикольное веяние посетило умы киношников, благо уже год как вовсю кино снимают и вполне действующие интернет-деятели, а сами киношники уже и блоги ведут, я уж молчу про обязательный нынче официальный интернет-сайт фильма. Дескать, дозрели, пора.
Ну, дозрели и дозрели. По факту в фильме и правда зарыта масса вполне актуальных в быстроменяющейся интернет-моде фишек вроде преведа-медведа, кисы-куку, я уж молчу про вполне аутентичные байки о зловредном «мелкософте» и страшные городские легенды про «чёрных хакеров», творящих зло в недрах своих чорных-чорных чатов. Понятно, что комедия у нас «молодёжныя», что почему-то почти всегда интерпретируется как тупая, а если ещё и про интернет, то тут уж — гы, сына, лол. Со всей присущей тому атрибутикой — спустярукавной режиссурой, кривлянием вместо актёрской игры и прочими выкрутасами нашего «кино для самых маленьких». Но оставим этот момент, ибо не интересно и давно уже обсуждалось в сотне мест по десятку поводов.
А вот поговорить хочется о том, что удалось. А удалось как раз самое сложное — не устроить профанацию на ровном месте (в чате, например, тут чатются, а не переписываются пространными е-мэйлами как это сто раз проделано в Голливуде ажно до тошноты) — бегают себе буковки, вот вам хакер что-то тихо взламывает в консоли (без красивых рамочек и паролей русскими буквами без звёздочек), вот прыщавый молчел лепит из себя «кросавчега» в фотошопе или цинично рисует в пайнт-браше задницу Билли Гейтцу, вот он же в своей неубранной захламлённой квартирке (надо бы — общаге, но ладно), вот у него живёт экологический кактус и приблудная говорящая моль. И как бы всё уже не смешно, а грустно самому же персонажу — из дома не выходит, фигнёй страдает, а «крутые хакеры», как им и положено — остались на страницах ламерских киберпанков.
Поглядеть на себя со стороны в этом фильме можно запросто, спецом — особливо аддиктивным чатерам, флеймерам, фотожаберам и просто игроманам. Правда, боюсь, понять это всё кому-то не из числа этих самых аддиктивных — увы. Для таких на экране — сплошь бред и поношение. Да и причём тут старый джинн с голосом Шарикова под музыку «Короля и Шута» в переводе Гоблина (кстати последний почему-то долго не афишировал своё непосредственное участие в проекте, в титрах вроде не присутствовал и на своём сайте о факте вроде сообщил только спустя заметное время — между тем все иностранцы и даже собаки разговаривают тут голосом быв. старшего оперуполномоченного — прим. авт.) — понять всё это дано порой разве только самим авторам. Если, конечно, дано. Сложная местами, в общем, получилась конструкция покруг кувшина и джина.
Потому что в джинне этом сошёлся и весь алюрный в три креста бойанистый кривляльный шуткоюмор авторов, и их же топорная работа с уже готовым к употреблению материалом (говорят, Сельянов три года не выпускал фильм в производство, заставляя дорабатывать сценарий, так и не доработали), нищий же бюджет (ну уж больно в глазах рябит от неловко смонтированных чуть не «с экрана» надписей, а их в кадре — пол хронометража), но вместе с тем и абсолютная актуальность происходящего (именно так выглядит старшее поколение, усаженное к компу резвящейся недорослью), но самое главное — невесть откуда прорезающаяся в предельно лёгком фильме вполне драматическая нотка.
Поясню. Хаттабыч, глядящий на большой город, разрисованная машинка, этот аморный чат с «кисой»-ботом, суицидальная тень Шайтаныча с актёрскими поползновениями, взгляд американской хакерши на первой встрече — в этом всём неожиданно, сквозь летающую моль и «расшифровку генетического кода» (расшифровка, кстати, настоящая, как и прибор для проведения оной, а вот бред про компьютерные алгоритмы, это, конечно, бред и есть), всё равно прорывается что-то предельно настоящее и вполне трогательное. А местами даже смешное не в кавееновском, а в человеческом смысле — оперное пение спецназа или какой неожиданный притоп оранжевоштанного Хоттабыча.
Итог очень сумбурный получился. Да, фильм бедовый, даже вполне высокотехнологичный вставной мульт «Мельницы» смотрится чистенько, но бедненько, шутки местами ну уж совсем молодёжные, слово «хакер» вообще многих приличных людей по праву бесит. Да, игры в массе нет, а те далече. Да, количество бойанов на квадратный миллиметр плёнки переходит всякие границы. Но. Большая часть как раз интернет-телодвижений правильна и до боли в печени узнаваема, в фильме полно какого-то почти висельного задора, невероятно эмоциональных моментов самой замечательной силы (и диалогов, да, вот уж больное место), всё-таки проявившихся к разгару действа характеров и ролей, а также простой незамысловатой доброты — герои добрые, финал добрый, да и весь фильм — добрый.
А это уже располагает к. Да, это интернет-комедия, со своими очевидными минусами и своими же очевидными плюсами. Вот такая она у нас теперь есть. До встречи в кино.