Информационное агентство "InterMedia"
«Хоттабыч»: никто не знает о джиннах
Борис Гришин
Молодой безработный (и совершенно беззаботный) программист Гена (Ямпольскис) живет не столько в Москве, сколько в Интернете. В нем заключены все его интересы, увлечения и «настоящий» никнейм – Мазахакер. В реальной же жизни Геннадия царит полный бардак, и даже нет обыкновенного чайника, за что его постоянно пилит с трудом обретенная герлфренд – девица, совершенно равнодушная к мировой паутине. В итоге Гена покупает чайник на «левом» Интернет-аукционе, выбирая «самый прикольный». Но это не единственный электронный подвиг, на который оказался способен виртуальный гений – накануне он взломал официальный сайт «Майкрософт» и нарисовал на главной странице жопу. В результате за незадачливым хакером начинает охоту служба безопасности заокеанской корпорации, командируя в Россию юную специалистку по хакерам Энни (Круминя), а также местные бандиты, ФСБ и Шайтан (Гейхман). Спасти Гену может только чудо, и оно является в виде легендарного джинна Хоттабыча (Толоконников), просидевшего без малого три тысячи лет в «прикольном чайнике».
Жанр молодежной комедии прочно ассоциируется с циничной продукцией о полудурках-переростках, весь юмор которой заключен в тупых шутках ниже пояса, между тем собственно молодежь ничем, вообще-то, такого отношения не заслуживает. Петру Точилину неожиданно удалось сделать молодежную комедию совсем другой: гэги о сексе могут, оказывается, быть не пошлыми и действительно остроумными. В сущности, для этого оказалось достаточно сделать героев похожими на живых людей, а даже самые фантастические коллизии – психологически точными. С известной поправкой на современность Точилин возрождает традиции Леонида Гайдая: вся анекдотическая, эксцентричная небывальщина выглядит у него легкой и совершенно не натужной. Фильм снят достаточно просто, без каких-либо художественных изысков, и даже многочисленные компьютерные спецэффекты работают не на зрелищность, а на сюжет, на гэги. При этом собственно виртуальному пространству уделено немало времени: финальная битва между Хоттабычем и Шайтанычем разворачивается в интерьерах трехмерной аркады в стиле «Doom».
В отличие от классического «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина, где юный пионер Волька оказывался, в силу своей прогрессивности, как бы «сэнсеем» для древнего джинна с феодальным менталитетом, Хоттабыч наших дней удивляется лишь современным электронным технологиям, которые с блеском осваивает. Хакер Гена рядом с ним – скорее Аладдин XXI века, хороший, но никчемный малый. Благодаря прекрасной работе Владимира Толоконникова, образ старика, отлично понимающего человеческую природу, приобретает даже некий философский оттенок. Любопытно, что Хоттабыч, постоянно советующий Геннадию восхвалять «сосцы дев» с целью завоевания их расположения, смущает этим современного парня, уж конечно, все знающего о сексе.
Конечно, в фильме, который создатели позиционируют как «Интернет-комедию», хотелось бы увидеть больше компьютерного юмора: совсем не отмеченным остался в картине феномен «живых журналов», однако и «медвед», и «превед» имеют место быть, так что прокатные перспективы у ленты отличные.