Газета "Ведомости"
Сказка про старика и сетку
Мария Кувшинова
Пять лет назад писатель Сергей Кладо (под именем Сергей Обломов) написал по заказу издателя Захарова роман “Медный кувшин старика Хоттабыча” — в рамках бессмысленного, но симптоматичного для того времени проекта по осовремениванию русско-советской классики. Книгу вяло пожурили критики (сравнение с исходником Лазаря Лагина оказалось не в пользу Кладо), большой удачей она не стала, но вот спустя пять лет — пожалуйста, вольная экранизация.
Хакер Гена (литовский актер Мариус Ямпольскис) покупает на заграничном интернет-аукционе древний кувшин, в котором содержится газообразный старик Хоттабыч (Владимир Толоконников, незабываемый Шариков из “Собачьего сердца”). Джинн выходит на свободу и исполняет нехитрые хакерские пожелания — миллион американских денег, подружка (тоже чтобы не ламер), тюнингованная “Победа” и много пива.
Но за Геной ведут охоту алчный таможенник с приятелем, компьютерное подразделение ФСБ и девочка из службы безопасности Microsoft (латвийская актриса Лива Круминя) — на днях главный герой взломал сервер этой неуважаемой среди целевой аудитории фильма компании. За Хоттабычем же гоняется его заклятый враг Шайтаныч (Марк Гейхман) — джинн-кайфолом по профессии: шикнет такой на автомобиль — спустит все четыре колеса, посмотрит косо на стюардессу — и она навеки останется старой девой.
Все эти люди, в диапазоне от трогательных до отвратительных, бегают друг за другом — не всегда увлекательно, но вполне слаженно (т. е. все сюжетные концы в итоге с концами сходятся). В финале Гена ломает генетический код Хоттабыча, чтобы переселить его из кувшина в электронный парадиз — сеть Интернет. В смысле отношения к компьютерной теме фильм можно даже назвать старомодным: идеализация www и хакерской профессии — тренд едва ли не десятилетней давности.
Нельзя, видимо, в наше время, как перфекционист Точилин, по три года работать над сценарием — а то, что он перфекционист, хорошо видно по внимательному (что редкость даже для заслуженных российских режиссеров) отношению к мельчайшим деталям.
По ходу действия звучит очень много шуток о Билле Гейтсе, человеческой жадности и особенностях мировосприятия компьютерного фрика. И не только звучит: в фильме довольно много визуального юмора (вроде всплывающих посреди экрана диалоговых окошек Windows) — собственно, гораздо более изобретательного, чем диалоги. Показывать у Точилина получается лучше, чем рассказывать (ему 23 года, он человек визуальной культуры).
“Хоттабыч”, рассчитанный на подростков (или, что вернее, на инфантильных взрослых — хакеров-любителей, геймеров и просто продвинутых пользователей), в принципе не стоил бы серьезного разговора, если бы не несколько удивительных обстоятельств.
Первое — готовность молодых дебютантов по доброй воле снимать кино не для самовыражения, а для публики (пусть даже специфической). Второе — четкое понимание того, из кого эта публика состоит и что именно ей нужно (шутка про Билла Гейтса, говорящая моль, тень-самоубийца, открывашка для пива на каждой компьютерной мыши). Причем понимание, явно не навязанное продюсерами и фокус-группами. Третье — принципиальное нежелание конкретного Петра Точилина идти проторенной дорогой, копировать привычные схемы и сваливаться в цитатность (которая считается неотъемлемым признаком успешной комедии, особенно российской). В тесном пространстве избранного жанра он пытается изобрести что-то свое и временами добивается успеха. Это значит, что если не “Хоттабыча”, то, возможно, один из его следующих фильмов цитировать будут уже другие.