Газета "Вечерная Москва"
Трудно быть юзером. Петр Точилин придумал новый жанр – интернет-комедию.
Наталья Боброва
Что общего у джинна и хакера? Замкнутое пространство. И тот и другой обречены биться головой об стенку. Первый – волшебного сосуда (лампы, кувшина, еtc.), второй – родной квартиры. По сути, оба – человеческие улитки, для которых встреча с внешним миром чревата ба-а-альшими неприятностями.
Именно эту идею положил в основу своей книги о неугомонном старике из лампы Сергей Кладо, перелопативший на современный лад читанную-перечитанную в детстве сказку Лазаря Лагина о старике Хоттабыче и его верном друге ибн-Вольке. А затем – три года перекладывал ее на язык кино – писал сценарий.
В результате «Хоттабыч», который выходит на экраны, имеет мало общего со своими источниками – кроме самой фабулы. Может, это и к лучшему. История о приключениях веселого джинна в дебрях мегаполиса, которую снял Петр Точилин, на несколько лет исчезнувший из поля зрения общественности, стала более остроумной, динамичной и современной. Вместо пионера Вольки – циничный хакер Гена (Мариус Ямпольскис). Вместо советских милиционеров – злой до клиники Шайтаныч (Марк Гейхман). Вместо футбола и цирка – интернет-побоища. А вот герой, «скорая помощь всем неудачникам», Хоттабыч, сыграть которого пригласили Владимира Толоконникова из Алма-Аты, – на месте. Куда ж без него? И такой, знаете ли, прикольный… Одевается в спущенные штаны, как тинейджер, с хорошей женщиной хочет познакомиться – а ему все электронную Кису подсовывают…
«Хоттабыч» – кино смело экспериментальное. Ленту обозвали интернет-комедией. И не зря. Получился такой медийный кентавр. Картина просто нашпигована анимацией – герои совершают прыжки из материальной реальности в виртуальную так, как мы забегаем в булочную. Авторы смешивают эти миры, как хороший бармен трясет шейкером – и потом поди разбери, на каком ты свете. Тут забавна живая тень Шайтаныча, которая в душе актриса и обладает способностью в долю секунды перевоплощаться – фокус компьютерной графики. А знакомый гнусавый голос Гоблина придает ернические нотки всем этим говорящим собакам-птицам-моли.
Из «живых носителей» стопроцентное попадание у Толоконникова и Ямпольскиса. У обоих – лица не затертые, не медийные. Толоконников в основном ассоциируется с «Собачьим сердцем» Бортко – там он, если вы помните, г-н Шариков. Ямпольскис – молодой латышский актер, выбранный Точилиным из тысяч претендентов. Кстати, недавно ставший отцом. Довольно-таки субтильный – как и положено хакеру. Но не ботаник,а пластичный, с живой и выразительной мимикой.
По иронии судьбы его партнершей в фильме стала литовка Лива Круминя – девушка в шапочке, задорно пускающая жвачные пузыри. Прямо скажем, на компьютерного гения не смахивающая. Оба они, заметим, обходятся без очков. Как впрочем, и их друзья-коллеги по интернеткафе… Зрение тут у всех стопроцентное…
Уже смешно. Хотя историю о том, как одного хорошего парня бросила девушка, стали пасти бандюки и выслеживать спецслужбы можно было сделать и детективом, и мелодрамой, и даже триллером. Авторы предпочли отсек комедии о «сбыче мечт» – под рукой ведь джинн, отмотавший несколько тысяч лет заключения в одиночном кувшине. Будут погони, интриги Шайтаныча и спецслужб.
Главное – не допустить тотальный game over – это когда злодей заграбастает последний, 13-й по счету кувшин с Хоттабычем, и миру наступит крантец.
Героям потому придется малость попарить на летающем линолеуме (ковер-самолет давно сожрала моль) над Москвой, поездить на прикольно раскрашенной экс-«Победе», побегать по сетям Мировой Паутины и слегка так поколдовать – с помощью фотика… Хоттабыч, конечно, дедушка сентиментальный и поможет нашему Геннадию найти общий язык с американкой Энни. А тот, в свою очередь, восстановив генный код из его волоса, запускает джинна в виртуальный мир 3D-игр, где и происходит финальная схватка с гадом Шайтанычем.
Точка? Ан нет! До финала еще далеко. Но поверьте – все будет хорошо. Впрочем, вся эта динамичная романтика трезво просчитана хладнокровным Сельяновым (фильм делался на СТВ). Целевая аудитория картины ясна. Это – основные посетители кинотеатров – ребятки от 13 до 20 лет. Хотя вряд ли они помнят о Хоттабыче так хорошо, как 30–40-летние. Но игровая стилистика картины рассчитана именно на активных юзеров – пользователей Интернета.
Вот почему так продумана стратегия продвижения продукта «Хоттабыч». Роскошный сайт с креативными предложениями и играми. Можно слупить 10 тысяч (если соорудишь остроумную «жабу»). Или пообедать в ресторане (если найдешь женщину для холостяка Хоттабыча). Или обменять билет в кино (с 10 по 30 августа) на час бесплатного Интернета. Или прокатиться на той самой «Победе». Или поиграть в полеты на линолеуме. И… много чего еще.
Так что сказка ложь, да в ней намек на хорошие сборы. Смесь фантазии и трезвого расчета должна принести свои волшебные плоды. Ведь золотой пепел «Гарри Поттера» стучит в чуткие сердца продюсеров.
…Кстати, в жизни оба замечательных актера-антагониста (Толоконников и Гейхман) не умеют пользоваться компьютером. Оно им надо?